Текстовая версия выпуска
Новости науки и техники (67): Мобильные телефоны все-таки могут вызвать рак мозга
В этом обзоре — о телефонном переводчике, о судьбе китайских заключенных, о кошачьих прогулках, о вреде мобильных телефонов, о том, что не надо удалять подросткам, о загадочном воздействии рекламы на мозг.
Вы слушаете «Новости науки и техники» — обзор самых интересных событий за последнюю неделю. Главные темы сегодняшнего выпуска:
— Японцы создали сервис автоматического перевода телефонных разговоров
— Заключенных в Китае заставляют играть в онлайн-игры
— Биологи выяснили, где гуляют кошки
— Мобильные телефоны все-таки могут вызвать рак мозга
— Удаление в юности аппендикса увеличивает риск инфаркта
— Реклама вызывает ложные воспоминания
Таковы главные темы выпуска, далее об этих событиях подробнее, у микрофона Дмитрий Дейнега.
Японцы создали сервис автоматического перевода телефонных разговоров
Японский сотовый оператор DoCoMo продемонстрировал на выставке Wireless Japan 2011 «облачный» сервис автоматического перевода телефонных разговоров. Сотрудник исследовательского центра компании, находясь в другом городе, читал газету на японском языке, а посетители выставки в Токио слышали уже переведенную английскую речь, сообщает издание. Это стало возможным благодаря объединению технологий распознавания, перевода и синтеза речи. «Мы хотим <сделать> телефон, который бы переводил разговор так же, как в научной фантастике», — сказал президент DoCoMo. Компания использовала уже существующие сервисы по распознаванию, переводу и синтезу речи. Заслуга оператора в том, что все они могут работать через интернет в режиме реального времени. Как пишет Engadget, над точностью перевода разработчикам придется еще потрудиться, хотя скорость работы сервиса уже находится на приемлемом уровне. Разработчики сервиса признают, что он пока не дает 100-процентного результата. По их словам, необходимо улучшить технологии распознавания и перевода текста. Однако люди, готовые мириться с некоторыми погрешностями перевода, вполне могут пользоваться данной услугой. По данным журналистов, японский оператор планирует запустить сервис в тестовом режиме в ноябре этого года. При этом компания хочет нанять людей, которые бы постоянно пользовались технологией и делились своими впечатлениями. Объединить технологии распознавания и перевода речи пытается и компания Google. Недавно она представила экспериментальную функцию распознавания голоса в популярном онлайн-переводчике Google Translate. Пока функция работает только в тестовых версиях браузера Google Chrome и может распознавать и переводить фразы только с английского языка. Тем не менее, в дальнейшем сервис будет поддерживать большее количество языков, включая русский. Похожую систему перевода речи разрабатывает американское оборонное агентство. Инициатива агентства получила название BOLT — Broad Operational Language Translation. Как сообщают разработчики, система сможет переводить даже такую сложную информацию, как разговорные слова, сообщения в мессенджерах, тексты электронных писем.
Заключенных в Китае заставляют играть в онлайн-игры
Мечта многих подростков сутками напролет играть в многопользовательские онлайн игры стала реальным кошмаром для китайских заключенных. Надзиратели в китайских тюрьмах заставляют заключенных заниматься «фармингом» — зарабатыванием виртуальных денег в многопользовательских онлайн-играх, сообщает британское издание The Guardian. Как рассказал журналистам бывший заключенный трудового лагеря, он с другими заключенными зарабатывал в онлайн-играх виртуальные деньги и различные артефакты, которые тюремные охранники затем продавали за реальные деньги. «Около 300 заключенных играли в онлайн-игры. Мы работали сменами по 12 часов», — рассказывает он. Онлайн-игры приносили тюремным боссам бОльшую прибыль, чем физический труд заключенных. «Я слышал, как они говорили, что могут получать от 700 до 1000 долларов в день. Заключенные же не видели этих денег». В тюрьме он добывал руду, делал деревянные палочки и зубочистки, шил чехлы для автомобильных сидений, но виртуальный труд стал самой сюрреалистичной частью его заключения. «Если я не выполнял норму, то меня могли физически наказать. Они заставляли меня стоять с поднятыми вверх руками, а после возвращения в камеру — могли побить резиновыми дубинками. Мы продолжали играть до тех пор, пока едва могли различать предметы», — рассказывает он. Торговля виртуальными товарами в многопользовательских онлайн-играх является быстрорастущим бизнесом, который, обычно, не контролируется разработчиками, пишет The Guardian. Игроки готовы платить реальные деньги за артефакты, которые помогут им прогрессировать в виртуальном мире. По данным China Internet Centre, в 2008 году в Китае было продано виртуальных товаров на сумму около 2 миллиардов долларов. Как сообщает The Guardian, около 80% всех людей, занимающихся «фармингом», проживают в Китае, при этом около 100 тысяч из них трудятся в онлайн-играх полный рабочий день. В 2009 году правительство Китая издало директиву, согласно которой продавать виртуальную валюту и товары можно только при наличии соответствующей лицензии. Однако этот человек, который вышел из тюрьмы до 2009 года, не уверен, что в тюрьмах прекращена подобная практика: «Заключенные играли в онлайн-игры во многих тюрьмах на северо-востоке Китая. Должно быть, это происходит и сейчас» — подытожил он.
Происходит или нет — не хотелось бы проверять на себе.
Биологи выяснили, где гуляют кошки
Что делают дикие, а также домашние кошки, которых выпускают на улицу, когда их никто не видит? Самую детальную информацию о путешествиях усатых и хвостатых мурлык в городских и пригородных районах собрали учёные из университета Иллинойса. Результаты отчасти оказались неожиданными. Первоначально специалисты отслеживали путешествия 42 взрослых представителей кошек. В финальном исследовании приняли участие три домашних кота и восемь домашних кошек, которых хозяева безнадзорно выпускали гулять на улицу, а ещё шесть бездомных котов и десять бездомных кошек. Все они жили в соседствующих городках. При помощи электронных ошейников учёные в течение двух с лишним лет наносили на карту координаты ежедневных перемещений своих подопечных. Причём 23 ошейника заодно были оснащены чувствительными сенсорами движения, способными записывать изменение активности животного в течение суток — ходит оно, бежит или спит. Как можно было предположить заранее, бездомные кошки обходили в среднем значительно большую территорию, чем выпускаемые хозяевами домашние питомцы. Так, один из «независимых» котов посчитал своими охотничьими угодьями территорию в 547 гектаров! В то же время средний диапазон прогулок домашних кошек составил менее двух гектаров. И эти животные в основном не уходили далеко от дома. Бездомный кот-рекордсмен был замечен как в городских, так и сельских районах, на газонах у жилых домов и в кампусе университета, в лесном массиве и на лугах. Насколько учёные знают, люди не подкармливали этого кота, но он как-то сумел выжить среди койотов и лисиц. Диапазон прогулок домашних кошек на этом фоне смотрелся куда скромнее. И всё же многие хозяева были откровенно удивлены, узнав, что их питомцы во время самостоятельных прогулок уходят на приличное расстояние — за несколько дворов от родного жилища. Тем не менее, большинство кошек в исследовании, в том числе и бездомные, старались оставаться в пределах 300 метров от ближайшего человеческого жилья. Это говорит о том, что даже дикие кошки сохраняют зависимость от человека. Эти данные важны для эпидемиологов, изучающих распространение различных недугов и паразитов. Они передаются от диких животных бездомным кошкам, а от тех уже — кошкам домашним и порой даже их владельцам.
Но не только паразиты и болезни передаются владельцам домашних кошек — хорошо, чтоб через несколько недель после загулов питомцев, в вашей «семье» не появилось прибавление. Когда летом на даче пропала на пару дней моя кошка сиамская, осенью появился у нее чернейшего цвета котенок. Вот и думай теперь выпускать ли животное это «погулять» или держать дома.
Вы слушаете новости науки и техники за последнюю неделю. Наша программа выходит на страницах журнала PodFM — адрес в интернете nauka. podf. ru .
Продолжаем выпуск новостей.
Мобильные телефоны все-таки могут вызвать рак мозга
В очередной раз весь мир заговорил о том, как же вредно для здоровья говорить по мобильному телефону. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупредила, что мобильные телефоны «возможно, вызывают рак». Нельзя исключать возможности того, что риск возникновения злокачественной опухоли мозга увеличивается от использования мобильных телефонов. К такому выводу пришли ученые Международного агентства по исследованию рака (МАИР), входящего в структуру ВОЗ. В то же время, доказательства взаимосвязи между звонками по мобильному телефону и возникновением рака «недостаточно определенны для каких-либо серьезных выводов», постановили ученые. Эти заключения группа из 31 специалиста изложила на съезде во французском городе Лион. В компетенции агентства присвоить мобильным телефонам один из следующих статусов: «канцерогенны», «наверняка, канцерогенны», «возможно, канцерогенны» и «не канцерогенны». Агентство остановилось на третьем варианте, назвав мобильник «возможным концерогеном» из-за возможной связи с возникновением рака головного мозга типа глиома. «Большинство исследований, проведенных на тему влияния на людей мобильных телефонов, показывают, что если связь и есть, то она очень слабая», — прокомментировал выводы агентства ученый из благотворительной организации Cancer Research UK, занимающейся исследованиями в области рака. «Риск возникновения рака головного мозга у тех, кто пользуется мобильными телефонами, почти такой же, как и у тех, кто ими не пользуется. Причем уровень заболеваемости этим видом рака не вырос за последние годы, несмотря на то, что с 1980-х рост использования мобильной связи был огромным», — сказал представитель Cancer Research UK. Больше вреда здоровью, скорее, приносит не сам мобильный телефон, а то где и как его используют. На дороге меня всегда пугают водители, которые, наверное, не знают, что такое гарнитура hands free и едут кое-как, или девушки, своей бесконечной болтовней вызывающие сильнейшую головную боль у окружающих.
Удаление в юности аппендикса увеличивает риск инфаркта, считают ученые
Хирургическое удаление миндалин или аппендикса в детстве или юности приводит к повышению риска инфаркта в зрелом возрасте, установила группа ученых из шведского Каролингского института. Авторы исследования, опубликованного в журнале European Heart Journal, изучили медицинские карты всех граждан Швеции, которые родились между 1955 и 1970 годами. Ученые выбрали из массива данных группу людей, у которых миндалины или аппендикс были удалены в возрасте до 20 лет. Истории болезней представителей этой группы сравнивали с медицинскими показателями случайно составленной «контрольной» группы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что на протяжении последующих 23,5 лет жизни пациенты с удаленным аппендиксом или миндалинами были больше подвержены риску ишемической болезни сердца или инфарктам. Они так же отмечают, что удаление миндалин и аппендикса может привести к ускоренному развитию атеросклероза. Существуют признаки того, что удаление селезенки, еще одного из вспомогательных лимфоидных органов, таким же образом влияет на ускоренное развитие атеросклероза и увеличивает шанс заболевания сердечной недостаточностью«, — отмечают ученые.
Реклама вызывает ложные воспоминания
Яркая реклама способна заставить людей вспоминать о вещах, которые с ними не происходили. Этот необычный эффект, несомненно, должен заинтересовать и рекламщиков, желающих продать свои продукты, и потребителей, которым стоит держать ухо востро. Эксперимент провели ученые из американского университета. Они попросили нескольких добровольцев прочитать очень красочную рекламу несуществующего сорта попкорна, якобы изготовленного под одним из известных брендов. Другой части испытуемых авторы эксперимента действительно давали попробовать на вкус якобы «новый попкорн», помеченный вымышленным названием. По информации InsideScience, всего через неделю те, кто просто читал рекламное объявление, с той же вероятностью рассказывали о том, что пробовали этот продукт, как и те добровольцы, которые на самом деле его ели. Удивительно, насколько воспоминания людей могут быть неточными. «Мы обнаружили, что если потребители ошибочно полагали, будто испытали этот раскрученный бренд, их оценка продукта была аналогична оценке продуктов, которые они на самом деле пробовали», — говорит один из авторов эксперимента. Найденное явление исследователи назвали эффектом ложного опыта (false experience effect). Похожие эксперименты в области ложных воспоминаний и дежавю психологи и нейрофизиологи проводили и раньше. Но, пожалуй, впервые эта область исследований рассмотрена в контексте маркетинга и рекламы. Интересно также, что когда экспериментаторы заменили известный бренд фиктивным и выполнили опыт снова, эффект ложной памяти от яркой рекламы, живописующей чудесный вкус попкорна, оказался слабее. «Я думаю, рекламодателям известно, что очень яркие объявления дают преимущества, — говорит ученый. — Но я не знаю, в какой степени рекламодатели осознают тот факт, что эти объявления могут влиять на память».
Вот и все на сегодня. Познакомиться подробнее с нашей программой и послушать другие выпуски вы можете на сайте nauka. podf. ru . Пишите свои комментарии и предложения на странице программы в интернете. Желающим же пообщаться со мной лично оставляю адрес своего твиттера — twitter. com/deynega . На этом я прощаюсь с вами, до встречи в эфире на следующей неделе. Пока!
При подготовке выпуска новостей были использованы материалы РИА Новости (http://old.podfm.ru/goto/5b234b3 rian. ru/), Би-би-си (http://old.podfm.ru/goto/5b234b3 bbc. co. uk/russian/), Ленты. ру (http://old.podfm.ru/goto/9010041 Ведомости (http://old.podfm.ru/goto/5b234b3 vedomosti. ru)